В соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208, коррупция является одной из основных угроз национальной экономики.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» предусмотрена одна из форм противодействия коррупции – осуществление контроля за расходами должностных лиц, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В частности, данный Федеральный закон устанавливает контроль за расходами, в том числе, лиц, замещающих (занимающих) государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также их супруга (супругов) и несовершеннолетних детей.
Согласно части 1 статьи 3 данного федерального закона лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных выше должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее – отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
В соответствии с положениями подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход Российской Федерации.
Реализация полномочий по обращению в суд с целью взыскания имущества, приобретенного на незаконные доходы, возложена на прокурорских работников.
Так, в 2016 г. прокуроры выявили более 4 тыс. нарушений в сфере контроля за расходами, по представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 900 лиц. По результатам надзорных проверок прокурорами инициировано около 360 процедур осуществления контроля за расходами.
Вместе с тем необходимо отметить, что бремя доказывания законного источника происхождения средств, позволивших приобрести такое имущество, возлагается на ответчика (ответчиков).
Факты коррупционных проявлений являются тщательным предметом проверочных мероприятий прокуратуры района.
О фактах нарушения требований антикоррупционного законодательства на территории Невского района Санкт-Петербурга, в том числе о возникающих ситуациях конфликтов интересов в органах власти, случаях вымогательства и (или) дачи взятки и о других проявлениях коррупции необходимо сообщать по телефону доверия прокуратуры района № 447-64-73.
Заместитель прокурора района
младший советник юстиции Р.А. Давлетшин