Борьба с курением

В 2008 году Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Основными направлениями антитабачной политики государства являются: полный запрет на курение в общественных местах; ограничения к табачным промышленникам на рекламу, продажу табачной продукции несовершеннолетним и контроль их исполнения; увеличение налогов на табак; запрет на продажу снюса и жевательного табака; унификация оформления упаковок, размещение предупредительной информации на них; антитабачная пропаганда в СМИ; помощь в отказе от курения. Антитабачная политика государства закреплена федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятым в феврале 2013 года.

С 2012 года власти страны постепенно вводили ограничения на курение в общественных местах. Сначала под них попали детские площадки, учебные заведения, здания органов власти, позднее — заведения общепита, поезда, самолёты и корабли дальнего плавания. С 1 января 2015 года курение в общественных местах запрещено полностью. Во время введения ограничительных норм (с ноября 2013 года по июль 2017 годаРоспотребнадзор привлёк к административной ответственности около 58 тысяч нарушителей. Сравнение «Глобальных опросов взрослого населения о потреблении табака» 2009 и 2016 годов показало, что доля опрошенных, подвергавшихся воздействию вторичного дыма на работе сократилась на 13 % (с 34,9 % дo 21,9 %). В пять раз сократились упоминания о табачном дыме в государственных учреждениях, больше чем вчетверо уменьшился этот показатель для ресторанов, втрое — для медицинских заведений, вдвое — для общественного транспорта.

В 2008 году «Технический регламент на табачную продукцию» предусмотрел ряд ограничений к дизайну упаковки: 30 % одной большой стороны заняла надпись «Курение убивает», 50 % другой — предупредительная надпись о вреде курения. С 2012 года на этикетках размещают также иллюстрации последствий курения для организма. Всего утверждено 13 дизайнов с особыми стилем, цветом и размером шрифта. За 2009—2016 годы число курильщиков, задумывающихся бросить благодаря предупредительным надписям, выросло более чем на 4 %. Минимальные затраты на подобное информирование делает его одним из эффективных методов борьбы с курением