Противодействие экстремизму в Санкт-Петербурге

Противодействие экстремизму в Санкт-Петербурге

 

Безопасность в Санкт-Петербурге и в его районах во многом определяется эффективностью той работы, которую проводит каждый уполномоченный на то орган, будь то муниципальное образование, администрация района и ее отделы, комитеты и органы исполнительной власти города, органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и других структур государства. На сегодняшний день ситуация по линии противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма и терроризма, в городах Российской Федерации продолжает оставаться сложной. Их проявления и методы опасны как никогда ранее и осознаются практически всеми членами общества как стратегическая угроза внутренней стабильности и внешней безопасности. Тем не менее, можно констатировать, что в нашем городе создана и действует многоуровневая система профилактики экстремистских проявлений, в которую вовлечены все субъекты профилактики экстремизма, в том числе и органы местного самоуправления.

В настоящее время мероприятия по противодействию экстремизму реализуются правительством города и взаимодействующими субъектами в рамках следующих программ:

  1. «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», принятой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года № 489 (в редакции от 23.11.2017 г.);
  2. «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015-2020 года», принятой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 июня 2014 года № 452.

Причин терроризма и экстремизма множество, среди них: социальное расслоение в обществе, увеличение миграционных потоков иностранных граждан и лиц без гражданства, распространение нетрадиционных для многих регионов России религиозных течений, в том числе конфессий и деструктивных сект радикальной направленности, недостаточное вовлечение несовершеннолетних и молодежи в социально-позитивную досуговую деятельность.

Подобные причины могут быть выявлены уже на уровне местного самоуправления. Информация о социальных условиях семьи, уровне доходов, количестве детей известна местным властям через детские сады, школы, паспортные столы и др. Соответственно, на различные социальные проблемы, возникающие в данном секторе, одними из первых должны реагировать органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке могут осуществлять профилактические меры, в том числе воспитательные и пропагандистские, направленные на предупреждение экстремистской и, как следствие, – террористической деятельности.

 

Основные направления деятельности вузов по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде

 

Современный экстремизм, имеет «молодежное лицо», растет вместе с подрастающими поколениями. Поэтому профилактика преступлений экстремистской направленности должна начинаться со школьной скамьи. Специфика молодежной среды определяется своего рода социально-психологическими аномалиями, которые проявляются в агрессии, формировании молодежных субкультурных группировок, в том числе, асоциальной, экстремистской направленности. Цифры и факты свидетельствуют, что подавляющее большинство преступлений подростки совершают в составе группы. Групповое девиантное поведение сплачивает группу.

Студенческое сообщество служит питательной средой для распространения экстремистских настроений. В этой связи с целью обеспечения комплексной безопасности высших учебных заведений руководителям учебных заведений были даны настоятельные рекомендации по повышению эффективности мер по противодействию экстремизму среди обучающихся.

Эта работа включает в себя много аспектов:

–       проведение общепрофилактических мероприятий;

–       работа с молодежью из «групп повышенного психолого-педагогического внимания»;

–       стимулирование участия молодежи в реализации социальных проектов;

–       оптимизация молодежного экстремистского поля через сокращение неконтролируемого пространства социализации.

Здесь система высшего профессионального образования может и должна стать мощным ресурсом по противодействию экстремизму в студенческой среде. Особенно это касается вузов юридического профиля, для которых важнейшей воспитательной задачей является формирование правового сознания, в частности, четкого представления о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

–       признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

–       законность;

–       гласность;

–       приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

–       приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

–       сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

–       неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма. Решение поставленных задач по предупреждению экстремизма может быть достигнуто лишь в тесном сотрудничестве школы, ВУЗов,  семьи, общественных организаций. Необходимым условием на  уровне ВУЗов является тесное взаимодействие факультетов, психолога и кафедр при поддержке администрации.

Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:

–       организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности в межэтнических отношениях;

–       внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания межэтнической толерантности учащихся;

–       разработка тематических памяток для родителей курсантов и слушателей с разъяснением юристов, психологов, сотрудников правоохранительных органов;

–       организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения и экстремистских проявлений;

–       создание в образовательных учреждениях советов курсантов и слушателей.

В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

–       оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

–       создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы  для сотрудников полиции должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

–       разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде:

–       создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

–       создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

–       создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

–       развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;

–       развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

–       создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

–       Психологическая профилактика экстремистских проявлений у подростков должна идти в образовательных учреждениях в нескольких направлениях:

–       создание психологически безопасной поддерживающей, дружественной среды в образовательном учреждении, исключающей психологическое травмирование, как со стороны педагогов, так и в  коллективе курсантов и слушателей;

–       выявление групп риска методами, исключающими провоцирование экстремистского поведения;

–       тренинги с курсантами, направленные на помощь в самоидентификации;

–       беседы с родителями об особенностях и проблемах  возраста;

–       индивидуальные консультации курсантов, слушателей, родителей и педагогов;

–       тренинги с педагогами, направленные на осознание ими собственного уровня возрастной толерантности и помощи в выработке умений коммуникации у курсантов и слушателей  в кризисных ситуациях.

Другим важнейшим аспектом работы вузов по противодействию экстремизму является ее научно-методическое обеспечение. Здесь основными направлениями работы являются: мониторинг проявлений экстремисткой активности, мониторинг правоприменительной деятельности в сфере противодействия экстремизму и терроризму, изучение феномена молодежного экстремизма и его проявлений в виде субкультурных молодежных групп, религиозных организаций, особенно, «нетрадиционных», разработка. Научно-методическое обоснование форм и методов профилактической работы, организация и проведение научно-представительских мероприятий посвященных исследованию противодействию молодежному экстремизму с участием представителей исполнительной власти, правоохранительных органов, высших учебных заведений, институтов гражданского общества. Издание и внедрение в практику деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов методических пособий по противодействию экстремизму в молодежной среде, в том числе с использованием чети Интернет.

Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Вместе с тем, мы должны учитывать оценку степени опасности для общества наличия экстремальных жизненных установок – связь уровня экстремальных настроений с основными формами экстремистских проявлений. Причем эта связь далеко не однозначна. В практическом экстремизме решающее влияние оказывает принадлежность к малым группам преимущественно субкультурной направленности, а не к своему поколению как большой социальной группе. Значит, они и должны быть основным объектом профилактики, а при необходимости, и противодействия.

Резкое социальное расслоение общества, неравенство в доступе к социальным, культурным, экономическим благам, волна религиозного возрождения, развитие национального самосознания, побуждают молодежь, искать «нетрадиционные» механизмы социальной мобильности, например, такие, как «нетрадиционные религии». К ним относятся как абсолютно безобидные сообщества единомышленников, так и откровенно экстремистские организации, проповедующие национал-патриотические лозунги, входящие в состав националистических правых группировок, участвующих, в том числе, и в политических акциях. Причем многие вызывающие опасение религиозные объединения не являются религиозными по своей сути и  не имеют официальной регистрации.

Безусловно, деятельность этих организаций, их информационные сайты в сети Интернет, издаваемая ими печатная продукция должны быть объектом профилактики, должны подвергаться тщательной экспертизе на наличие экстремистских идей и призывов.

Распространенность и активность подобного рода групп обусловливается рядом факторов. Среди них стоит отдельно поднять вопрос о распространении экстремистских материалов в сети Интернет. По оценкам специалистов на территории страны действуют около 7,5 тысяч экстремистских сайтов.

Противодействие распространению экстремизма в молодежной среде является задачей всего общества. Недооценка опасности этого явления грозит возможностью очень серьезных последствий для безопасности государства и общества, о чем свидетельствует мировой опыт. Северо-Западный Федеральный округ, как и вся Российская Федерация в целом представлен многонациональным и многоконфессиональным населением. К нам приезжают работать и учиться представители различных регионов, принося с собой свои обычаи, культуру, традиционные жизненные уклады. Миграционные процессы обусловливаются объективными макроэкономическими и социально-политическими показателями, имея в виду которые, мы можем утверждать, что в ближайшем будущем миграция не сократится и не изменит своего направления. Это объясняет важность противодействия всем тем силам, которые пытаются разжечь костер межнациональной нетерпимости и вражды в нашем регионе.

В качестве важнейших направлений деятельности вузов по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде считаем следующие:

–       информационно-просветительское направление, связанное с разработкой и внедрением дисциплин посвященных изучению религии, ее истории, культуры, традиций; курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму;

–       психолого-педагогическое направление, связанное с развитием психолого-педагогических служб в образовательных учреждениях, занимающихся выявлением лиц группы «повышенного психолго-педагогического воздействия» и дальнейшей работы с ними;

–       организационное направление, связанное с повышением роли студенческих общественных объединений в жизни вуза, с созданием клубов интернациональной дружбы при участии национальных диаспор, с реализацией программ по адаптации  и интеграции студентов.

 

Система работы по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях

 

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

  1. Вся молодежь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
  2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

–       выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

–       «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

–       дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

–       носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

–       члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни.

Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» − «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?» и «С чего начать?».

Другим важнейшим аспектом работы вузов по противодействию экстремизму является ее научно-методическое обеспечение. Здесь основными направлениями работы являются: мониторинг проявлений экстремисткой активности, мониторинг правоприменительной деятельности в сфере противодействия экстремизму и терроризму, изучение феномена молодежного экстремизма и его проявлений в виде субкультурных молодежных групп, религиозных организаций, особенно, «нетрадиционных», разработка. Научно-методическое обоснование форм и методов профилактической работы, организация и проведение научно-представительских мероприятий посвященных исследованию противодействию молодежному экстремизму с участием представителей исполнительной власти, правоохранительных органов, высших учебных заведений, институтов гражданского общества. Издание и внедрение в практику деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов методических пособий по противодействию экстремизму в молодежной среде, в том числе с использованием чети Интернет.

Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Вместе с тем, мы должны учитывать оценку степени опасности для общества наличия экстремальных жизненных установок – связь уровня экстремальных настроений с основными формами экстремистских проявлений. Причем эта связь далеко не однозначна. В практическом экстремизме решающее влияние оказывает принадлежность к малым группам преимущественно субкультурной направленности, а не к своему поколению как большой социальной группе. Значит, они и должны быть основным объектом профилактики, а при необходимости, и противодействия.

Резкое социальное расслоение общества, неравенство в доступе к социальным, культурным, экономическим благам, волна религиозного возрождения, развитие национального самосознания, побуждают молодежь, искать «нетрадиционные» механизмы социальной мобильности, например, такие, как «нетрадиционные религии». К ним относятся как абсолютно безобидные сообщества единомышленников, так и откровенно экстремистские организации, проповедующие национал-патриотические лозунги, входящие в состав националистических правых группировок, участвующих, в том числе, и в политических акциях. Сегодня их количество оценивается по-разному. Так, Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви информирует о деятельности 87 подобных организаций. В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма» говорится о 231 секте. Причем подавляющее большинство вызывающих опасение религиозных объединений не являются религиозными организациями, не зарегистрированы.

Безусловно, деятельность этих организаций, их информационные сайты в сети Интернет, издаваемая ими печатная продукция должны быть объектом профилактики, должны подвергаться тщательной экспертизе на наличие экстремистских идей и призывов.

Распространенность и активность подобного рода групп обусловливается рядом факторов. Среди них стоит отдельно поднять вопрос о распространении экстремистских материалов в сети Интернет. По оценкам специалистов на территории страны действуют около 7,5 тысяч экстремистских сайтов.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что противодействие распространению экстремизма в молодежной среде является задачей всего общества. Недооценка опасности этого явления грозит возможностью очень серьезных последствий для безопасности государства и общества, о чем свидетельствует мировой опыт. Северо-Западный Федеральный округ, как и вся Российская Федерация в целом представлен многонациональным и многоконфессиональным населением. К нам приезжают работать и учиться представители различных регионов, принося с собой свои обычаи, культуру, традиционные жизненные уклады. Миграционные процессы обусловливаются объективными макроэкономическими и социально-политическими показателями, имея в виду которые, мы можем утверждать, что в ближайшем будущем миграция не сократится и не изменит своего направления. Это объясняет важность противодействия всем тем силам, которые пытаются разжечь костер межнациональной нетерпимости и вражды в нашем регионе.

В качестве важнейших направлений деятельности вузов по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде считаем следующие:

–       информационно-просветительское направление, связанное с разработкой и внедрением дисциплин посвященных изучению религии, ее истории, культуры, традиций; курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму;

–       психолого-педагогическое направление, связанное с развитием психолого-педагогических служб в образовательных учреждениях, занимающихся выявлением лиц группы «повышенного психолого-педагогического воздействия» и дальнейшей работы с ними;

–       организационное направление, связанное с повышением роли студенческих общественных объединений в жизни образовательных организаций, с созданием клубов интернациональной дружбы при участии национальных диаспор, с реализацией программ по адаптации  и интеграции студентов.